МАОУ СОШ №5 Гимназия

Семинар для молодых специалистов подготовила и провела заместитель директора по МР Евсеева О.А.

Участники семинара:

Фархутдинова Ф.Г(н)- Ведерников Р.А.(м.с.)- учителя физической культуры

Котова Т.В.(н)- Гулиева Б.С.(м.с.)- учителя русского языка и литературы

Егорова М.А (н)- Беца В.В.(м.с.)- учителя технологии

Остапенко Л.В.(н)- Бережная Я.А.(м.с.)- учителя начальных классов

 

В данном видео представлен фрагмент практического семинара с молодыми специалистами в рамках работы Школы молодого педагога по теме «Формирование ключевых компетентностей обучающихся через работу с текстом» на примере технологии решения ситуационных задач. Цель семинара: рассмотреть и апробировать примеры заданий для формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся при работе с текстом, которые можно применять на разных этапах обучения (актуализации, усвоения учебного материала, контроля и оценки результатов).

Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи преподаватель и обучающиеся преследуют разные цели: для учащихся – найти решение, соответствующее данной ситуации; для преподавателя – освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

В силу своей межпредметности, интегративности ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда учащиеся, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности.

Таким образом, использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет:

- развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;

- актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе.

Структура ситуационной задачи такова: она имеет интересное название, описание двух-трех ситуаций, которые выступают мотивационной формой для деятельности учащихся и заданий, которые учащиеся должны выполнить. Для ситуационной задачи необходимо брать темы, которые привлекают внимание учащихся. Ситуационная задача должна быть актуальной. Задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся.

Модель ситуационной задачи.

  1. Название задания.

Задача должна иметь не традиционный номер, а красивое и привлекательное название,

отражающее её смысл. Например, «Мир глазами Гулливера», «Проценты творят чудеса», «Экономный строитель», «И гроза не каждому грозна», «Погоду в доме делаем своими руками», «Знать опасно, не знать — смертельно», «Армрестлинг на Байкале».

2. Личностно-значимый познавательный вопрос.

Этот вопрос формулируется вначале задачи и обращен непосредственно к личности ученика. Чтобы сделать акцент на личностное обращение перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение. Например: «Прежде чем Вы будете пить воду, Вы должны знать шокирующую правду о ней. (Биохимик Поль Брэгг). Какую же воду мы пьём?

3.      Набор текстов.

Предназначен для ответа на личностно значимый познавательный вопрос. Информация по данному вопросу может быть представлены в разнообразном виде: фрагмент текста, выдержка из статьи в газете, таблица, график, схема, рисунок и т. д.

4. Задания к работе с данной информацией. Эти задания составлены согласно таксономии целей полного усвоения знаний Б. Блума (ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка). Они выполняют роль «лестницы», поднимаясь по которой учащиеся должны ответить на личностно — значимый познавательный вопрос (главный при решении ситуационной задачи). Таксономия представляет собой упорядоченную систему из шести последовательных целей, которые должен реализовать педагог, чтобы добиться полного усвоения знаний учеником.

            Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с главными действующими лицами. Важно, чтобы в задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.).

       В текст ситуационной задачи необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.

Л.С. Илюшиным был разработан конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, предлагаемых ученику. Чрезвычайно важным является формулирование заданий из каждого столбца. Количество заданий на ту или иную операцию зависит от типа информации, с которой будут работать учащиеся. Так, если поступает значительный объем новой информации, то, очевидно, больше будет заданий на ознакомление и понимание, не исключая при этом заданий на остальные операции.

Ситуационные задачи направлены на выявление и осознание способа деятельности. Эти задачи можно использовать на различных этапах урока: первичное усвоение знаний, применение и закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний. Однако следует понимать, что ситуационная задача не может быть ежедневным, даже еженедельным инструментом обучения. В рамках одного предмета в течение учебного года таких задач может быть от 3 до 5 и лучше в следующем порядке: первая — мотивационная (в начале года), которая привлечёт интерес к предмету; вторая, третья, четвертая — обучающая (в течение года), которая обучает методу решения ситуационных задач и базируется на «основных» темах курса; пятая — оценочная (в конце года), которая показывает способность школьника самостоятельно решать проблемы в реальной жизненной ситуации.

На предыдущем теоретическом семинаре молодые специалисты уже познакомились с моделью и конструктором ситуационных задач, главными принципами их применения. На представленном семинаре молодой специалист под руководством наставника прорабатывал все этапы работы с текстом в соответствии с конструктором Л.С. Илюшина на двух текстах.

Первый текст не связан с учебным предметом. На его примере отрабатывался определённые этапы работы с текстом по предложенным заданиям

Второй текст, подготовленный наставником, привязан к конкретному учебному предмету. Молодые педагоги уже сами составляли задания к тексту на основе конструктора.

Данный вид работы был апробирован молодыми педагогами в работе с детьми. Тексты и подготовленные на семинаре задания выполнялись в классе.



Бережная Яна Андреевна, учитель начальных классов

МАОУ № 5 «Гимназия».(молодой специалист)

Внеурочное занятие «Работа с текстом» по итогам семинара «Формирование ключевых компетентностей обучающихся через работу с текстом. Решения ситуационных задач».

 

Цель: апробировать примеры заданий по формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся при работе с текстом, разработанных на семинаре, при работе с обучающимися.

 

В данном видео представлен опыт работы в рамках деятельности Школы молодого педагога по применению знаний, полученных молодым специалистом на семинаре, в практической работе при проведении внеурочного занятия.

В силу своей метапредметности, интегративности ситуационные задачи способствуют систематизации знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда учащиеся, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных и метапредметных знаний и умений.

Формы работы, предложенные Яной Андреевной, можно использовать как во внеурочной, таки урочной работе при организации работы с текстом. 

  

Ссылка https://cloud.mail.ru/public/eZjX/uVeUaH8Ta


Ведерников Роман Александрович, учитель физической культуры

МАОУ № 5 «Гимназия»(молодой специалист).

Разработка серии гимнастических упражнений для использования учителями начальных классов во время динамических пауз между уроками и физкультминуток на уроке по итогам семинара «Формирование ключевых компетентностей обучающихся через работу с текстом. Решения ситуационных задач».

 

В данном видео представлена работа по формированию метапредметных

( работа с текстом) и предметных (выполнение общеразвивающих упражнений на разные группы мышц) достижения учащихся.

Учитель на семинаре проработал возможные варианты заданий при работе с текстом. Затем учащимся был предложен текст (по аналогии работы на семинаре), в котором содержалась информация о том, что определённые физические упражнения влияют и воздействуют на определённую группу мышц или органы. Затем были предложены разные виды заданий для осмысления и переработки полученной информации. Такая работа, во-первых, формирует метапредметные УУД, а во-вторых, даёт понимание ученикам роли физических упражнений при их выполнении даже на физкультминутке. (осмысленное выполнение упражнений).

Затем учитель физической культуры (молодой специалист) записал комплекс упражнений для детей младшего школьного возраста и разместил его на дисковой системе хранения школьного сервера с общим доступом. Учителя начальных классов активно используют данный комплекс упражнений во время проведения утренней гимнастики, на динамических паузах между уроками, в качестве физкультминуток во время урока.

Предварительная работа с текстом по разбору данных упражнений мотивирует учеников на осмысленное выполнение комплекса гимнастических упражнений.    

 

Зачем работать с учебником на уроках физической культуры?

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося. Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.

При систематическом использовании учебника по физической культуре в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию, к самостоятельному разбору техники выполнения различных упражнений.

Среди теоретических заданий в тестовых заданиях на олимпиаде есть такие, которые требуют анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в другие формы (таблицу, схему, пиктограмму и т.д.). Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы, даже успешные учащиеся допускают ошибки.

 

Ссылка https://cloud.mail.ru/public/N4pL/Ee6d4iBhg

Ссылка на зарядку https://cloud.mail.ru/public/hkbZ/ygQi5zQu3

Ссылка для скачиванияhttps://cloud.mail.ru/public/yAYg/pFj6u8op2

Ссылка для скачивания https://cloud.mail.ru/public/eZjX/uVeUaH8Ta

Возврат к списку


Яндекс.Метрика