Приказ от 14.01.2020 №11-О О внедрении муниципального профессионального стандарта педагога-наставника
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
(Тюменская область)
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МЕГИОНА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРИКАЗ
от «____» ______ 2020 №_______ - О
О внедрении муниципального профессионального стандарта
педагога-наставника
На основании приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты – Мансийского автономного округа - Югры от 25.11.2019 №1533 «Об утверждении регионального профессионального стандарта педагога-наставника»
приказываю:
1.Внедрить в деятельность образовательных и дошкольных образовательных организаций города Мегиона прилагаемый муниципальный профессиональный стандарт педагога наставника, согласно приложению.
2.Исполняющему обязанности директора Муниципального казённого учреждения «Центр развития образования» (О.А.Щелчковой):
2.1.обеспечить реализацию направления «Наставничество» в образовательных и дошкольных образовательных организациях города Мегиона.
2.2.обеспечить информационную поддержку направления «Наставничество» в образовательных и дошкольных образовательных организациях города Мегиона.
3.Руководителям муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций: «Средняя общеобразовательная школа №1» А.В.Петряеву, «Средняя общеобразовательная школа №2» С.Е.Савочкиной, «Средняя общеобразовательная школа №6» Т.А.Курушиной;
муниципальных автономных общеобразовательных организаций: «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» Э.Б.Маслову, «Средняя общеобразовательная школа №4» О.А.Исянгуловой, №5 «Гимназия» В.Н.Подлиповской, «Средняя общеобразовательная школа №9» М.И.Макарову;
муниципальных автономных дошкольных образовательных организаций: № 1 «Сказка» О.Б.Домошенко, «Детский сад № 14 «Умка» М.В.Дранко, №15 «Югорка» С.В.Власовой, «Детский сад № 3 «Ласточка» Л.И.Саяховой, «Детский сад №4 «Морозко» И.М.Комаровой, «Детский сад №5 «Крепыш» М.З.Басалай, «Детский сад №6 «Буратино» А.А.Иванькович;
муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организаций: «Детский сад №2 «Рябинка» Е.А.Никитиной, «Детский сад №7 «Незабудка» И.Н.Копалиной, «Детский сад №8 «Белоснежка» В.А.Павленко, «Детский сад №10 «Золотая рыбка» Н.А.Шкляр, «Детский сад №12 «Росинка» В.Н.Собяниной, «Детский сад №13 «Родничок» О.В.Любченко:
3.1.обеспечить реализацию направления «Наставничество»;
3.2.утвердить план по внедрению профессионального стандарта педагога-наставника на 2019-2020 учебный год (II полугодие);
3.3.утвердить план работы педагогов-наставников на 2019-2020 учебный год (II полугодие)
4.Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор Т.Ю.Метринская
Щелчкова Оксана Александровна
96601
1.В дело – 1 экз.
2.Руководителям ОО, ДОУ – 1 экз.
Приложение к приказу ДОиМП
от «___» ________ 2020 №______
Муниципальный профессиональный стандарт педагога-наставника.
1.Общие положения.
Педагог-наставник - квалифицированный педагог, осуществляющий специальную работу с молодыми педагогами или с педагогами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы (в дальнейшем - начинающих педагогов), направленную на их адаптацию в образовательной организации, накопление ими педагогического опыта, повышение их профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательной организации.
Настоящий стандарт определяет цели, функции педагога-наставника, регламентирующие его профессиональную деятельность, требования к профессиональной компетенции, отражающие специфику работы.
Настоящий стандарт определяет цели, функции педагога-наставника, состав реализуемых им действий, требования к его знаниям и умениям.
Профессиональный стандарт педагога-наставника является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.
2.Цель деятельности педагога-наставника.
2.1.Создание условий, необходимых для:
ускорения адаптации начинающих педагогов к условиям образовательной организации, осознания себя полноправным членом педагогического коллектива;
формирования позитивного эмоционального восприятия начинающими педагогами своей профессиональной деятельности;
ускорения накопления ими профессионального опыта;
осознания начинающими педагогами актуальных направлений своего профессионального развития;
освоения начинающими педагогами новых методов профессиональной деятельности.
3.Задачи педагога-наставника
В своей деятельности педагог-наставник реализует следующие задачи: организовать помощь в подготовке и ведении документации; оказывать помощь начинающим педагогам в преодолении различных затруднений; оказать содействие молодым специалистам по внедрению в их профессиональную деятельность современных подходов и передовых педагогических технологий.
4.Функции педагога-наставника
4.1.В своей деятельности педагог-наставник реализует следующие функции:
адаптационная, консультационная, контрольно-оценочная, аналитическая, координационная, развивающая.
4.2.Реализация адаптационной функции направлена на обеспечение успешного вхождения начинающих педагогов в педагогический коллектив образовательной организации, ознакомление их с ее организационной культурой, с нормативно-правовой и материально-технической базой деятельности, выявление ситуаций социально-психологического дискомфорта у начинающих педагогов и содействие устранению их причин.
4.3.Реализация консультационной функции призвана содействовать ускорению накопления начинающими педагогами опыта профессиональной деятельности, формированию умений взаимодействовать с родителями или замещающими их лицами, выработке решений в проблемных ситуациях, снятию у начинающих педагогов психологических напряжений.
4.4.Реализация контрольно-оценочной функции призвана обеспечивать:
мониторинг педагогической деятельности начинающих педагогов, выявление в ней недостатков и позитивных изменений;
мониторинг реализации планов саморазвития начинающих педагогов.
4.5.Реализация аналитической функции направлена на:
выделение ключевых компонентов в предметно-практической деятельности начинающих педагогов и связей между ними;
установление причинно-следственных связей между компонентами предметно- практической деятельности начинающих педагогов и её результатами.
4.6.Реализация координационной функции призвана содействовать координации деятельности педагогов в процессе разработки и реализации образовательных программ с образовательно-педагогической деятельностью коллектива учреждения.
4.7.Реализация развивающей функции направлена на:
формирование у начинающих педагогов понимания актуальных потребностей своего профессионального и общего саморазвития;
совместную разработку с начинающими педагогами планов их саморазвития;
помощь в освоении начинающими педагогами новых методов профессиональной деятельности.
5.Действия педагога-наставника при реализации его функций
|
|
в накоплении им опыта профессиональной деятельности, их причин и разработка способов их устранения. |
Контрольно- оценочная |
Мониторинг реализации начинающими педагогами тематического плана |
Контроль реализации начинающими педагогами планов проведения занятий |
|
Оценка взаимодействия начинающих педагогов с учащимися в ходе проведения занятий |
|
Совместная с начинающими педагогами оценка проведенных им занятий |
|
Совместная оценка с начинающими педагогами результатов освоения учащимися учебной программы |
|
Контроль и оценка проведения начинающими педагогами внеклассных мероприятий |
|
Контроль и оценка взаимодействия начинающих педагогов с родителями или замещающими их лицами |
|
Аналитическая |
Детальный разбор предметно-практической деятельности начинающих педагогов в процессе реализации образовательных программ |
Выделение и систематизация успешных практик предметно-практической деятельности |
|
Выделение и систематизация ошибок в деятельности начинающих педагогов и их детальный разбор |
|
Выделение способов устранения и исправления ошибок |
|
Совместная разработка способов действий к избеганию ошибок в предметно-практической деятельности |
|
Координационная |
Синхронизация действий начинающих педагогов и их коллег при разработке образовательных программ |
Содействие деятельности начинающих педагогов при реализации образовательной программы |
|
Содействие включению начинающих педагогов в единый образовательных процесс организации |
|
Развивающая |
Анализ недостатков в уровне подготовки начинающих педагогов к профессиональной деятельности |
Оказание помощи в осмыслении начинающими педагогами актуальных потребностей своего профессионального развития |
|
Совместная разработка с начинающими педагогами планов их саморазвития |
|
Разработка рекомендаций начинающим педагогам по улучшению их теоретической подготовки и освоению новых методов профессиональной деятельности |
|
Обучение начинающих педагогов методам педагогической деятельности |
|
Анализ процесса развития начинающих педагогов как субъектов образовательной деятельности |
|
Оказание помощи начинающим педагогам в анализе своего развития |
6.Требования к педагогу-наставнику (стаж, степень, звание, собственные публикации, опыт такой работы)
6.1.Педагогом-наставником может быть квалифицированный педагог, систематически повышающий свою квалификацию, дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
6.2.Педагог-наставник должен обладать всеми знаниями, определенным Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен знать:
требования нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
нормативные акты образовательной организации, регламентирующие осуществление наставничества в ней;
факторы, затрудняющие процесс адаптации молодых педагогов в образовательных организациях и факторы, способствующие ускорению адаптации;
основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при планировании и осуществлении педагогической деятельности;
основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при организации внеклассной работы;
основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при работе с родителями или замещающими их лицами;
6.3.Педагог-наставник должен обладать всеми умениями, определенным Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен уметь:
планировать наставническую деятельность;
вести эффективную коммуникацию с начинающими педагогами;
адекватно оценивать уровень готовности начинающих педагогов к осуществлению профессиональной деятельности;
прогнозировать возможные затруднения с адаптацией начинающих педагогов к условиям деятельности и осуществлением педагогической деятельности;
консультировать по различным вопросам осуществления педагогической деятельности;
оказывать помощь в осуществлении начинающими педагогами самоанализа и самооценки, определении актуальных потребностей их развития;
контролировать и оценивать педагогическую деятельность начинающих педагогов и их работу по саморазвитию;
готовить отчеты о своей наставнической деятельности.
Скачать в формате PDF (0.17 Mb)
Скачать в формате DOCX (0.05 Mb)