Приказ от 14.01.2020 №11-О О внедрении муниципального профессионального стандарта педагога-наставника


ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

(Тюменская область)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МЕГИОНА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ПРИКАЗ

от «____» ______ 2020                                                                                                 №_______ - О

О внедрении муниципального профессионального стандарта

педагога-наставника

На основании приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты – Мансийского автономного округа - Югры   от 25.11.2019 №1533 «Об утверждении регионального профессионального стандарта педагога-наставника»

приказываю:

1.Внедрить в деятельность образовательных и дошкольных образовательных организаций города Мегиона прилагаемый муниципальный профессиональный стандарт педагога наставника, согласно приложению.

2.Исполняющему обязанности директора Муниципального казённого учреждения «Центр развития образования» (О.А.Щелчковой):

2.1.обеспечить реализацию направления «Наставничество» в образовательных и дошкольных образовательных организациях города Мегиона.

2.2.обеспечить информационную поддержку направления «Наставничество» в образовательных и дошкольных образовательных организациях города Мегиона.

3.Руководителям муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций: «Средняя общеобразовательная школа №1» А.В.Петряеву, «Средняя общеобразовательная школа №2» С.Е.Савочкиной, «Средняя общеобразовательная школа №6» Т.А.Курушиной;

муниципальных автономных общеобразовательных организаций: «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» Э.Б.Маслову, «Средняя общеобразовательная школа №4» О.А.Исянгуловой, №5 «Гимназия» В.Н.Подлиповской, «Средняя общеобразовательная школа №9» М.И.Макарову;

муниципальных автономных дошкольных образовательных организаций: № 1 «Сказка» О.Б.Домошенко, «Детский сад № 14 «Умка» М.В.Дранко, №15 «Югорка» С.В.Власовой, «Детский сад № 3 «Ласточка» Л.И.Саяховой, «Детский сад №4 «Морозко» И.М.Комаровой, «Детский сад №5 «Крепыш» М.З.Басалай, «Детский сад №6 «Буратино» А.А.Иванькович;

муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организаций: «Детский сад №2 «Рябинка» Е.А.Никитиной, «Детский сад №7 «Незабудка» И.Н.Копалиной, «Детский сад №8 «Белоснежка» В.А.Павленко, «Детский сад №10 «Золотая рыбка» Н.А.Шкляр, «Детский сад №12 «Росинка» В.Н.Собяниной, «Детский сад №13 «Родничок» О.В.Любченко:

3.1.обеспечить реализацию направления «Наставничество»;

3.2.утвердить план по внедрению профессионального стандарта педагога-наставника на 2019-2020 учебный год (II полугодие);

3.3.утвердить план работы педагогов-наставников на 2019-2020 учебный год (II полугодие)

            4.Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор                                                                                                                Т.Ю.Метринская

Щелчкова Оксана Александровна

96601

1.В дело – 1 экз.

2.Руководителям ОО, ДОУ – 1 экз.

Приложение к приказу ДОиМП

от «___» ________ 2020 №______

Муниципальный профессиональный стандарт педагога-наставника.

1.Общие положения.

          Педагог-наставник - квалифицированный педагог, осуществляющий спе­циальную работу с молодыми педагогами или с педагогами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы (в дальнейшем - начинаю­щих педагогов), направленную на их адаптацию в образовательной организа­ции, накопление ими педагогического опыта, повышение их профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательной орга­низации.

           Настоящий стандарт определяет цели, функции педагога-наставника, ре­гламентирующие его профессиональную деятельность, требования к профессио­нальной компетенции, отражающие специфику работы.

Настоящий стандарт определяет цели, функции педагога-наставника, со­став реализуемых им действий, требования к его знаниям и умениям.

Профессиональный стандарт педагога-наставника является открытым до­кументом, который может быть дополнен и расширен.

2.Цель деятельности педагога-наставника.

            2.1.Создание условий, необ­ходимых для:

            ускорения адаптации начинающих педагогов к условиям образова­тельной организации, осознания себя полноправным членом педагоги­ческого коллектива;

            формирования позитивного эмоционального восприятия начинающими педагогами своей профессиональной деятельности;

            ускорения накопления ими профессионального опыта;

осознания начинающими педагогами актуальных направлений своего профессионального развития;

            освоения начинающими педагогами новых методов профессиональной деятельности.

3.Задачи педагога-наставника

В своей деятельности педагог-наставник реализует следующие задачи:    организовать помощь в подготовке и ведении документации; оказывать помощь начинающим педагогам в преодолении различных затрудне­ний; оказать содействие молодым специалистам по внедрению в их профессиональ­ную деятельность современных подходов и передовых педагогических технологий.

4.Функции педагога-наставника

            4.1.В своей деятельности педагог-наставник реализует следующие функ­ции:

адаптационная, консультационная, контрольно-оценочная, аналитическая, координационная, развивающая.

                     4.2.Реализация адаптационной функции направлена на обеспечение успешного вхождения начинающих педагогов в педагогический коллектив обра­зовательной организации, ознакомление их с ее организационной культурой, с нормативно-правовой и материально-технической базой деятельности, выявле­ние ситуаций социально-психологического дискомфорта у начинающих педаго­гов и содействие устранению их причин.

                4.3.Реализация консультационной функции призвана содействовать уско­рению накопления начинающими педагогами опыта профессиональной деятель­ности, формированию умений взаимодействовать с родителями или замещаю­щими их лицами, выработке решений в проблемных ситуациях, снятию у начи­нающих педагогов психологических напряжений.

         4.4.Реализация контрольно-оценочной функции призвана обеспечивать:

мониторинг педагогической деятельности начинающих педагогов, вы­явление в ней    недостатков и позитивных изменений;

          мониторинг реализации планов саморазвития начинающих педагогов.

        4.5.Реализация аналитической функции направлена на:

            выделение ключевых компонентов в предметно-практической деятель­ности начинающих    педагогов и связей между ними;

            установление причинно-следственных связей между компонентами предметно- практической деятельности начинающих педагогов и её ре­зультатами.

       4.6.Реализация координационной функции призвана содействовать коор­динации     деятельности педагогов в процессе разработки и реализации образова­тельных программ с   образовательно-педагогической деятельностью коллектива учреждения.

        4.7.Реализация развивающей функции направлена на:

            формирование у начинающих педагогов понимания актуальных по­требностей своего профессионального и общего саморазвития;

            совместную разработку с начинающими педагогами планов их само­развития;

            помощь в освоении начинающими педагогами новых методов профес­сиональной деятельности.


5.Действия педагога-наставника при реализации его функций

Реализуемая функция

Функция

Выполняемые действия

Изучение личного дела начинающего педагога

Адаптационная

Проведение беседы с начинающим педагогом с целью выявления его психологических особенностей, ожида­ний, самооценки.

Ознакомление начинающих педагогов с образователь­ным учреждением, его нормативно-правовой и матери­ально технической базой, правилами внутреннего трудо­вого распорядка, охраны труда и техники безопасности, расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений.

Ознакомление начинающих педагогов с педагогическим коллективом, традициями образовательного учреждения, неформальными нормами взаимоотношений в коллекти­ве

Содействие в создании необходимых условий для рабо­ты начинающих педагогов

Анализ процесса адаптации начинающих педагогов в об­разовательной организации, выявление затруднений в адаптации начинающих педагогов и разработка предло­жений руководству образовательной организации по ее улучшению

Консультационная

Консультирование начинающих педагогов по вопросам ведения учебной документации

Оказание помощи начинающим педагогам в разработке тематических и поурочных планов, рабочих программ

Сопровождение подготовки начинающих педагогов к за­нятиям, оказание помощи в подборе дидактических ма­териалов, наглядных пособий, учебников и учебных по­собий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий

Посещение занятий, проводимых начинающими педаго­гами, их обсуждение и совместная разработка способов устранения выявленных недостатков

Разбор совместно с начинающими педагогами проблем­ных ситуаций и способов их разрешения

Консультирование начинающих педагогов по вопросам работы с родителями или замещающими их лицами

Консультирование начинающих педагогов по вопросам работы с детьми с девиантным поведением

Консультирование начинающих педагогов по вопросам работы с отстающими детьми, детьми с повышенными учебными возможностями

Анализ процесса становления профессионального ма­стерства начинающих педагогов, выявление затруднений



в накоплении им опыта профессиональной деятельности, их причин и разработка способов их устранения.

Контрольно­-

оценочная

Мониторинг реализации начинающими педагогами те­матического плана

Контроль реализации начинающими педагогами планов проведения занятий

Оценка взаимодействия начинающих педагогов с уча­щимися в ходе проведения занятий

Совместная с начинающими педагогами оценка прове­денных им занятий

Совместная оценка с начинающими педагогами резуль­татов освоения учащимися учебной программы

Контроль и оценка проведения начинающими педагога­ми внеклассных мероприятий

Контроль и оценка взаимодействия начинающих педаго­гов с родителями или замещающими их лицами

Аналитическая

Детальный разбор предметно-практической деятельно­сти начинающих педагогов в процессе реализации обра­зовательных программ

Выделение и систематизация успешных практик пред­метно-практической деятельности

Выделение и систематизация ошибок в деятельности начинающих педагогов и их детальный разбор

Выделение способов устранения и исправления ошибок

Совместная разработка способов действий к избеганию ошибок в предметно-практической деятельности

Координационная

Синхронизация действий начинающих педагогов и их коллег при разработке образовательных программ

Содействие деятельности начинающих педагогов при ре­ализации образовательной программы

Содействие включению начинающих педагогов в единый образовательных процесс организации

Развивающая

Анализ недостатков в уровне подготовки начинающих педагогов к профессиональной деятельности

Оказание помощи в осмыслении начинающими педаго­гами актуальных потребностей своего профессионально­го развития

Совместная разработка с начинающими педагогами пла­нов их саморазвития

Разработка рекомендаций начинающим педагогам по улучшению их теоретической подготовки и освоению новых методов профессиональной деятельности

Обучение начинающих педагогов методам педагогиче­ской деятельности

Анализ процесса развития начинающих педагогов как субъектов образовательной деятельности

Оказание помощи начинающим педагогам в анализе сво­его развития

6.Требования к педагогу-наставнику (стаж, степень, звание, соб­ственные публикации, опыт такой работы)

            6.1.Педагогом-наставником может быть квалифицированный педагог, си­стематически повышающий свою квалификацию, дополнительное профессио­нальное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.

            6.2.Педагог-наставник должен обладать всеми знаниями, определенным    Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен знать:

            требования нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

            нормативные акты образовательной организации, регламентирующие осуществление наставничества в ней;

            факторы, затрудняющие процесс адаптации молодых педагогов в обра­зовательных организациях и факторы, способствующие ускорению адаптации;

            основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при планировании и осуществлении педагогической деятельности;

            основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при организации внеклассной работы;

            основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при работе с родителями или замещающими их лицами;

           6.3.Педагог-наставник должен обладать всеми умениями, определенным Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен уметь:

            планировать наставническую деятельность;

            вести эффективную коммуникацию с начинающими педагогами;

            адекватно оценивать уровень готовности начинающих педагогов к осуществлению профессиональной деятельности;

            прогнозировать возможные затруднения с адаптацией начинающих пе­дагогов к условиям деятельности и осуществлением педагогической деятельности;

            консультировать по различным вопросам осуществления педагогиче­ской деятельности;

            оказывать помощь в осуществлении начинающими педагогами само­анализа и самооценки, определении актуальных потребностей их раз­вития;

            контролировать и оценивать педагогическую деятельность начинаю­щих педагогов и их работу по саморазвитию;

            готовить отчеты о своей наставнической деятельности.

 Скачать в формате PDF  (0.17 Mb)

 Скачать в формате DOCX  (0.05 Mb)

Возврат к списку


Яндекс.Метрика